66-летний яхтсмен отправляется в одиночную кругосветную гонку

размещено в: Яхтинг | 0

В 1968 году английская газета «Санди Таймс» объявила приз в 5000 долларов тому, кто первым в одиночку обойдет под парусом земной шар. На Golden Globe Challenge откликнулись 9 яхтсменов. До финиша добрался только один.

Через 50 лет легендарную гонку решили возродить. Шкиперы на однокорпусных яхтах должны за 300 дней без остановок на суше пройти 30 000 миль. При этом участникам не разрешается использование GPS-навигации, компьютеров и даже калькуляторов. Вся современная электроника на борту будет только ради безопасности: GPS-треккеры для отслеживания местоположения, аварийные радио-буи и спутниковый телефон для контакта с организаторами (регламентом запрещено звонить по нему кому-то еще).

Старт гонки – 1 июля. Маршрут выглядит так:

Всего на старт выйдут 19 участников из 13 стран. Среди них – 66 летний россиянин Игорь Зарецкий. В интервью «Матч ТВ» яхтсмен рассказал об особенностях подготовки, страхах и целях.

Про цели

— Для любого нормального человека характерно посмотреть, на что он способен. Я осуществил свою детскую мечту, пройдя трансатлантическую гонку и умудрившись ее выиграть. Также и о нынешней гонке я узнал еще школьником. Где-то в газете прочитал маленькую заметку, что «Санди Таймс» организует такое мероприятие. Это было за полгода до старта. Я стал делать какие-то телодвижения, чтобы туда попасть. У меня отец в то время занимали солидный пост – директора станкостроительного завода. Я знал, что на другом заводе в Ярославле есть стальная яхта «Ярославна». Подошел к отцу с просьбой поговорить с директором того завода, поскольку они были хорошо знакомы, чтобы мне одолжили эту лодку для гонки. Естественно, родители мне сказали: «Цыц!» Пришлось ждать 50 лет.

— Какая цель конкретно на гонку: выиграть, дойти до финиша или еще какая-нибудь?

— Оказаться в такой компании – это очень почетно. Пройти гонку, независимо от места – тоже здорово. Все это очень отличается от простого плавания. Тысячи людей ходят вокруг света — и никаких проблем. Лодка – не дура. Ей главное не мешать. Здесь же мне придется все время тащить яхту на пределе. В этом есть сложности. Например, на трансатлантической гонке я стал гоняться только к концу второй недели. Для меня было просто почетно посидеть с теми людьми. Они собирали вечеринку в честь моего прихода, и мы на судейской яхте пили джин и виски, говорили: «Надо же! Русские на нашей гонке». А потом я узнал, что иду вторым. Тогда окрысился и начал гонку готовить, поднялся интерес. Думаю, что на «Golden Globe» испытаю подобные чувства. Но ребята там собрались толковые.

Про бюджет

— Организаторы, конечно, не были последовательны. Они вернули участников в 50-летнюю давность, но привнесли в затею современную бюрократию. Тогда, в 1968-м, ничего не требовалось. Сейчас у организаторов столько пунктов, которые в нашей действительности сложновато выполнить.

— Какой общий бюджет всего мероприятия?

— Точно не могу сказать. Думаю, что не меньше двухсот тысяч.

— Долларов?

— Евро.

— Как собирали?

— В основном спонсоры. Хотя и друзья помогли поначалу, когда спонсоры еще не подключились. Помогли с первой частью стартового взноса. Просто звонили: «Слушай, давай мы тебе деньги перекинем». Много потребовалось совершенно неучтенных расходов. Все помогали.

Про сон во время гонки

— Там нет понятия «день». Завтракать можно в 10 вечера. Весь день разбит на возможность поспать и на работу с парусами. Ложишься спать, когда есть любая возможность. Лучше, чтобы штормило в это время. На палубе в этот момент находиться не очень приятно. Поэтому по опыту прошлых гонок я лучше всего высыпался в шторм. Во сне не так страшно. Я спал час. Хотя есть правило у одиночников, что спать надо по 20 минут. Как оно высчитано: если ты увидел корабль на горизонте, то при современных скоростях он будет рядом через 20 минут. Конечно, тяжело такими отрезками спать. Как-то я четыре часа проспал, не слышал звонка и затем в ужасе выскочил на палубу.

— Как научиться спать по часу?

— Вообще профессионалов за несколько лет врачи гоняют. Там целая программа по сну. Можно и дольше часа спать. Иногда просыпаешься чисто вполглаза, посмотреть: «Ага, все настроено». Может, чуть подстроить парусину. Ветер все время меняется. Это кажется, что он везде постоянный. В гонке просто втягиваешься спать понемногу. Психология меняется.

— Дома в Ярославе вы спите нормально?

— Конечно. Вот после плавания регулярно просыпаюсь проверить все ли в порядке. Привычка вырабатывается.

Про страхи

— Смысл туда идти, если нет риска? Просто прокатиться? Для этого есть более комфортабельные мероприятия. Какой план Б? Доехать. План Я – сходить с гонки.

— Какие страхи есть перед стартом?

— Для одиночников самое страшное — оказаться за бортом. Лодку ты никогда не догонишь. Сигнал не подать. Поэтому всегда привязываешься. Есть специальные стропы. Постоянно шлейку носишь. Но и она может оборваться, как недавно это было в одной кругосветной гонке. Вылетел – не всегда сможешь забраться. Это не является фобией. Просто ты более осторожен, подготовлен. Есть же поговорка: «Одна рука для себя. Другая – для яхты».

— Смерти боитесь?

— Как любой нормальный человек. Не то что боюсь. Знаю, что она будет. Там, в океане, ты подписываешь какой-то договор с самим собой, что можешь не дойти. Это для тебя происходит совершенно естественно. Сейчас для меня это противоестественно. Но там все будет нормально на этот счет.

— Завещание написали?

— Конечно. Я еще до этого подстраховался. У меня все на матери. Там уже разберутся.

— Во время опасности про себя не молитесь?

— Я махровый атеист.

Про питание

— Будет греча, рис, вермишель, сухофрукты. В общем, все, что и на берегу. Только ищем методы сохранения. Кстати, в прошлом году – в июне-августе – я завакуумировал пару пакетов гречи и пару пакетов вермишели. Все это залил водой в тазу и придавил грузиками. Три недели назад открыл, и все было в замечательном состоянии. Сейчас в Аликанте все члены семей судостроителей занимались тем, что вакуумировали продукты. Потому что там не одна гора еды.

— Какой запас воды?

— На лодке – 660 литров. Также я обязан иметь приспособления для сбора дождевой воды. По опыту трансатлантической гонки у меня выходило 2 литра воды в сутки. Очень важно взять детские салфетки. Дело в том, что при таком количестве воды душ не примешь. Детские салфетки – одно из лучших средств гигиены.

— Не хочется во время гонки какой-нибудь вредный бургер съесть?

— Вредный бургер я сам могу себе приготовить из тех продуктов, которые есть на лодке. В трансатлантической гонке мне на удивление понравился «Доширак». Залил кипяточком, покрошил туда пепперони, закрыл крышечкой. Пока настаивается, чесночок почистил. Милое дело так перекусить.

Про развлечения

— Там просто не бывает скучно. Можно музыку, например, послушать. Обычно времени не бывает. Всегда есть какая-то работа. Каждый день нужно лодку обойти, все посмотреть, паруса поставить. Да и просто на океан посмотреть замечательно. Это же такая красотища.

— Не надоедает?

— Естественно, бывают моменты. Знаю, что первую неделю буду сам себе задавать вопрос: «Какого черта я тут оказался?» Этот вопрос будет у всех одиночников.

— Как не сойти с ума?

— Не знаю. Посмотрите на меня. Сошел или нет?

— Пока незаметно.

— Не знаю способы, но как-то получается.

Перепост из «Советский спорт»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *